Тренинг «RCM: построение системы надёжностно-ориентированного обслуживания»

Тренинг «RCM: построение системы надёжностно-ориентированного обслуживания»

RCM-анализ проводит рабочая группа в составе представителей эксплуатирующего и обслуживающего персонала, их руководителей и профильных специалистов. Чтобы работа была успешной, каждый участник должен понимать суть надёжностно-ориентированного подхода и владеть соответствующим инструментарием.

Тренинг предназначен для членов рабочих групп, которые будут непосредственно выполнять RCM-анализ. Он даст необходимые знания о надёжностно-ориентированном обслуживании и позволит сформировать начальные умения в части анализа.

В соответствии с ГОСТ Р 27.606-2013 «Надёжность в технике. Управление надёжностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность» процесс RCM включает пять шагов, каждому из которых посвящён отдельный блок программы.

Продолжительность – 40 акад. ч.

Скачать программу

Программа обучения

1. Инициирование и планирование

1.1. Управление активами и жизненный цикл оборудования.
Основные понятия, сущность и принципы управления активами согласно стандартам серии ГОСТ Р 55 / ИСО 55000. Элементы системы управления активами: контекст организации, лидерство, планирование, средства поддержки, функционирование, оценка результатов, улучшение. Выгоды и сложности организации системы управления активами.
Специфика процессов, возникающих и реализующихся на каждой стадии жизненного цикла оборудования. Модель и условия отказа оборудования. Изменение вероятности отказа в течение эксплуатации оборудования. Мероприятия по ТОиР, направленные на поддержание и восстановление работоспособности и исправности оборудования. Система ТОиР оборудования и её базовые измерения.
Понятие о жизненном цикле оборудования: определение, стадии, модели. Принципы управления жизненным циклом по ISO/IEC TR 24774: 2010. Отечественный и зарубежный подходы к управлению жизненным циклом оборудования. «Технический зоопарк» оборудования отечественных предприятий и рекомендации по обеспечению работоспособности для каждой категории.
1.2. Основные концепции ТОиР оборудования.
Классификация по характеру осуществляемых мероприятий (реактивные / активные) и по модели информационного обеспечения (стохастические / детерминированные). Эксплуатация до отказа (Corrective Maintenance), планово-предупредительные работы (Preventive Maintenance), обслуживание по состоянию (Predictive Maintenance) и упреждающее обслуживание (Proactive Maintenance).
1.3. Предпосылки возникновения и история развития RCM.
Способы и проблемы обеспечения надёжности. Предшественники RCM. Отчёт «Reliability Centered Maintenance» и разнообразие паттернов отказов оборудования. Сущность RCM и отличия RCM-2 Джона Моубрэя. Процесс технического обслуживания, ориентированного на безотказность, по ГОСТ Р 27.606-2013. Обслуживание, базирующееся на оценке рисков (RCM-3 / RBM). Область применения RCM.
1.4. Основы теории надёжности.
Надёжность как комплексное свойство оборудования (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, а также готовность и восстанавливаемость). Показатели надёжности и примеры их расчёта. Корректное использование показателей надёжности.
1.5. Выявление проблемного оборудования.
Root Cause Analysis (RCA): основные понятия по IEC 62740:2015, ошибка человека, правило остановки, модели, методы и процесс RCAКачественные и количественные методы совокупного анализа данных об отказах оборудования. Правило Парето. Статистическое управление. Анализ общей эффективности оборудования (OEE). Мыслительные инструменты (теория ограничений систем).
1.6. Инициирование и планирование процесса RCM.
Установление границ и целей анализа. Определение содержания анализа. Рабочая группа RCM, фасилитатор. Разработка оперативного контекста для оборудования.

2. Анализ функциональных отказов

2.1. Сбор эксплуатационных данных.

Исторические данные об оборудовании. Требования к данным: сопоставимость, достоверность (адекватность и репрезентативность), потребительские качества данных. Эксплуатационная идентичность. Автоматизация и цифровизация.

2.2. Функции.

Описание функций. Стандарты производительности. Производственный контекст. Типы функций. Проведение функционального разбиения.

2.3. Функциональные отказы.

Понятие об отказе, его разновидности. Функциональный отказ.

2.4. Последствия отказов.

Применимость и целесообразность. Срытые и явные функции. Последствия для безопасности и окружающей среды. Производственные последствия. Непроизводственные последствия. Последствия скрытых отказов.

2.5. Управление рисками.

Задача приоритизации. Основные понятия, история возникновения, ограничения и корректные сферы применения. Процесс управления рисками по ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Практические рекомендации, направленные на минимизацию ошибок. Использование покера планирования для оценки вероятности и последствий рисков. Альтернативные подходы к управлению рисками (антихрупкость Нассима Талеба, метод ТОС «барабан – буфер – канат», концепция устойчивого развития) и риск-ориентированное мышление.

2.6. Анализ видов, последствий (и критичности) отказов, FME(С)A.

Вид отказа. Категории видов отказов. Уровни и глубина анализа. Рабочая таблица. Процесс FME(С)A по ГОСТ Р 27.303-2021 (пошагово).

3. Выбор задач

3.1. Паттерны отказов оборудования.
Особенности каждого из шести паттернов отказов и их влияние на выбор политики управления безотказностью.
3.2. Предупредительные задачи.
Применимость активных задач. Отказы, связанные с физическим старением, и предупредительное техническое обслуживание. Плановое восстановление и плановая замена. Отказы, не связанные с физическим старением.
3.3. Задачи контроля состояния.
Потенциальные отказы и обслуживание по состоянию. P-F интервал. Применимость задач контроля состояния. Категории методов контроля состояния. Целесообразность задач контроля состояния. Выбор активных задач.
3.4. Поиск скрытых отказов.
Действия по умолчанию. Поиск скрытых отказов. Интервалы выполнения задач поиска скрытых отказов. Применимость задач поиска скрытых отказов.
3.5. Другие действия по умолчанию.
Отсутствие планового обслуживания. Перепроектирование. Обходы и осмотры.
3.6. Диаграмма решений RCM.
Объединение последствий и задач. Процесс принятия решений RCM. Заполнение таблицы решений.

4. Внедрение

4.1. Проведение разовых изменений.

Изменение физического актива. Изменение в процессе эксплуатации оборудования. Изменение возможностей персонала.

4.2. Обследование технического состояния оборудования.

Понятие о техническом состоянии оборудования. Методы и средства технической диагностики. Инспектирование с учётом рисков (RBI). Контроль качества ТОиР оборудования.

4.3. Описание задач ТОиР оборудования.

Необходимая информация о задачах ТОиР оборудования. Источники сведений. Определение периодичности задач ТОиР оборудования. Рационализация задач ТОиР оборудования. Стандартные операционные процедуры (СОП).

4.4. Ежесменное техническое обслуживание, выполняемое силами эксплуатационного персонала.

Основы всеобщего ухода за оборудованием (ТРМ), автономное обслуживание (пошагово), плановое обслуживание (пошагово). Карты технического обслуживания. Дополнительный инструментарий: визуальное управление (VM), система организации и рационализации рабочих мест (5S), быстрая переналадка (SMED).

4.5. Планирование ТОиР.

Календарное и объёмное планирование ТОиР. Графики часто и редко повторяющегося ТОиР. Учёт и обработка сообщений о неисправностях.

4.6. Аудит процесса RCM.

Цель. Аудиторы. Сроки проведения. Содержание.

5. Непрерывное совершенствование

5.1. Цикл непрерывного совершенствования надёжностно-ориентированной системы ТОиР оборудования.

Применение процесса RCM, стратегии реализации и непрерывность. Ошибки при проведении RCM. Сбор информации в процессе эксплуатации и её использование.

5.2. Измерение успешности ТОиР оборудования.

Результативность ТОиР. Эффективность ТОиР.

5.3. Система постоянных улучшений и стандартизации.

  • кайдзен (Масааки Имаи): концептуальная основа, установки по работе с персоналом, восприятие должностных функций, циклическая модель улучшений;
  • теория ограничений систем (Элияху Голдратт): «Бочка Либиха», инструменты мыслительных процессов, алгоритм работы с ограничениями системы;
  • причинно-следственный анализ (ТРИЗ): поиск в подсистеме и надсистеме, порядок устранения целевого недостатка.

5.4. Производственная и организационная культура.

Понятие об организационной культуре. Теория жизненного цикла организации Ицхака Адизеса. Современные практики управления производственными активами через призму теории спиральной динамики развития организации.

5.5. Управление изменениями.

Формула перемен (Дэвид Глейчер). Шесть слоёв сопротивления (ТОС). Реинжиниринг бизнес-процессов.

5.6. Управление знаниями и обучение персонала.

Понятие о компетенциях. Пять дисциплин (Питер Сенге). Спиралевидная модель социализации, экстернализации, комбинирования и интернализации знаний. Обучение на производстве (TWI).

Стоимость и условия проведения

  • дистанционное обучение (для группы до 20 чел.) – 140 000 руб.;
  • очное обучение (для группы до 12 чел.) – 200 000 руб. + организационные и командировочные расходы (рассчитываются отдельно в зависимости от места проведения).
В случае необходимости получения документов о квалификации (удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке) имеется возможность организации обучения при посредничестве партнёров, лицензированных на осуществление образовательной деятельности Рособрнадзором.

Программа обучения может быть адаптирована на основе пожеланий Заказчика, с учётом поставленных целей и задач, а также уровня подготовки участников.

Чтобы оставить заявку на обучение, обращайтесь по адресу электронной почты info@rosnad.ru либо заполните контактную форму ниже. Не забудьте указать наименование программы обучения (тренинг «RCM: построение системы надёжностно-ориентированного обслуживания»), требуемый формат (дистанционно / очно) и количество обучающихся.

CRM-форма появится здесь
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies